Пессимизм малого бизнеса усилился до уровня кризисного 2015 года — опрос

Пессимизм малого бизнеса в отношении текущей ситуации в экономике усилился до уровня кризисного 2015 года. Такие данные показало исследование Альфа-банка «Пульс малого бизнеса» за январь-июнь 2019 года, имеющееся в распоряжении ТАСС.

В опросе участвовало 3698 клиентов банка — индивидуальных предпринимателей, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. На основе их ответов рассчитан индекс настроений малого бизнеса, который ведется с 2015 года и публикуется обычно в конце года. Согласно методике, значения индекса могут изменяться от минус 100 до плюс 100. Положительные значения показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.

«У малого бизнеса усилился пессимизм в отношении как текущей ситуации в экономике (индекс — минус 73), так и по ситуации в собственной компании (минус 17). Более негативно малый бизнес был настроен только в кризисном 2015 году», — отмечается в исследовании.

Общий индекс настроений малого бизнеса в июне 2019 года составил минус 32 пункта, сохранившись на уровне ноября 2018 года, когда производились предыдущие замеры.

Ситуация в экономике тормозит развитие

О том, что текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, считают 86% респондентов. Улучшения ситуации ждут 48% респондентов, а 52% уверены, что она продолжит ухудшаться в следующие шесть месяцев.

В отраслевом разрезе самые пессимистичные оценки дают представители розницы и строительства, наиболее остро испытывающие последствия снижения спроса, роста налоговой нагрузки и обострения конкуренции с крупным бизнесом. Наименьший тренд на негативные настроения отмечается в IT-секторе.

Пессимизм предпринимателей, как отмечается в исследовании, усилило повышение НДС и замедление роста российской экономики.

Главной угрозой малый бизнеса называет снижение покупательской способности и спроса на товары или услуги. «В 2019 году резко выросла доля предпринимателей, назвавших это главной проблемой — 48% против 37% в конце 2018 года. Снижение покупательской способности выходит на первый план в списке проблем малого бизнеса. Высокая налоговая нагрузка беспокоит 49% респондентов, на третьем месте — недостаток средств для развития (35%)», — говорится в исследовании.

Ситуация в компаниях

Описывая ситуацию в собственной компании, 53% респондентов зафиксировали снижение прибыли, 32% — уменьшение среднего чека, 35% — сокращение числа клиентов. Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей — эта доля практически не меняется за всю историю замеров.

Половина из тех, кто еще не достиг успеха, готовы ждать не более двух лет. При этом доля уверенных в достижении запланированных бизнес-результатов сокращается — 20% в 2019 году против 23% в конце 2018 года, а доля желающих закрыть или продать бизнес растет — 19% против 17% соответственно.

«Первоочередными задачами для всех отраслей являются повышение прибыльности и привлечение клиентов. На фоне низкой покупательской способности, роста налоговой нагрузки и обострения конкуренции рентабельность компаний снижается до критического уровня. Практически во всех сферах малый бизнес будет занят повышением эффективности бизнеса и сохранением клиентской базы. Бороться за клиентов предприниматели намерены прежде всего повышением качества сервиса и гибким ценообразованием — оплата с отсрочкой платежа, снижение цен, запуск программ лояльности», — говорится в исследовании.

Самыми эффективными факторами поддержки и развития малого бизнеса, по мнению респондентов, было бы снижение налоговой нагрузки и рост потребительского спроса. Около трети опрошенных называют среди мер поддержки смягчение банковской политики по кредитованию малого бизнеса.

Информационное агентство России ТАСС

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock detector