Пессимизм малого бизнеса в России достиг уровней кризисного 2015 года

В то время как Росстат отчитывается о стабильном росте экономики, ускорении промышленного производства и повышении реальных зарплат, малый бизнес в России бьет тревогу.

Взгляды предпринимателей на текущую и будущую ситуацию пессимистичны настолько же, как это было на пике кризиса – в 2015 году, показало исследование Альфа-банка, в котором приняли участие почти 4 тысячи ИП, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год.

На фоне повышения налоговой нагрузки, падения доходов населения и сжатия потребительского спроса настроения бизнеса как в отношении текущей ситуации в экономике, так и по ситуации в собственной компании. Соответствующие индексы, полученные из опроса, составили минус 73 и минус 17 пунктов.

«Более негативно малый бизнес был настроен только в кризисном 2015 году», – констатируют авторы исследования.

До 86% выросло число предпринимателей, которые называют тормозом для бизнеса «текущую экономическую ситуацию». Каждый второй – 52% – считает, что она продолжит ухудшаться.

Очагом депрессии остаются сектора, завязанные на потребительский спрос. Самые пессимистичные оценки дают представители розничной торговли и строительства. Они жалуются на растущее налоговое давление и обострения конкуренции с крупным бизнесом, а также повышение НДС и вялый экономический рост, который Росстат оценивает в 1,2% (за январь-октябрь).

Относительно благополучной остается ситуация в IT-секторе.

Главной угрозой малый бизнеса называет снижение покупательской способности и спроса на товары или услуги. «В 2019 году резко выросла доля предпринимателей, назвавших это главной проблемой – 48% против 37% в конце 2018 года. Снижение покупательской способности выходит на первый план в списке проблем малого бизнеса. Высокая налоговая нагрузка беспокоит 49% респондентов, на третьем месте – недостаток средств для развития (35%)», – говорится в исследовании.

Описывая ситуацию в собственной компании, 53% респондентов зафиксировали снижение прибыли, 32% – уменьшение среднего чека, 35% – сокращение числа клиентов. Успешным свой бизнес считают 21% предпринимателей – эта доля практически не меняется за всю историю замеров.

Половина из тех, кто еще не достиг успеха, готовы ждать не более двух лет. При этом доля уверенных в достижении запланированных бизнес-результатов сокращается – 20% в 2019 году против 23% в конце 2018 года, а доля желающих закрыть или продать бизнес растет – 19% против 17% соответственно.

«На фоне низкой покупательской способности, роста налоговой нагрузки и обострения конкуренции рентабельность компаний снижается до критического уровня, – делают вывод авторы исследования. – Практически во всех сферах малый бизнес будет занят повышением эффективности бизнеса и сохранением клиентской базы. Бороться за клиентов предприниматели намерены прежде всего повышением качества сервиса и гибким ценообразованием – оплата с отсрочкой платежа, снижение цен, запуск программ лояльности».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
Adblock detector